послушай, далёко, далёко, на озере Чад изысканный бродит жираф
Сегодня исполнилось 90 лет со дня рождения замечательного человека - Виктора Владимировича Гончаренко, «Грача».



21.11.1921-23.08.1977

Его судьбой стало небо - так написано на могильной плите. В небе он был до последней минуты,.. до последней секунды. Говорят, существует снятая кем-то их хаёвцев фотография: планер в развороте и Гончаренко с улыбкой во всё лицо. А через три минуты - всего лишь через три минуты,- он войдёт в землю в том самом месте где рядом с цаговским забором торчит сейчас из груды камней хвост планера.
Он окончил консерваторию, был солистом Киевской филармонии, но не любил эту свою профессию, уйдя на пенсию, как только позволила выслуга лет. Пел он только в полёте, никогда не пел если просили. И никогда не объяснял, почему он «Грач», говорил, что это его тайна. Зато рассказывал массу интереснейших историй. Рассказчиком он был великолепным. Позже он признавался, что на слушателях «обкатывал» свои рассказы, которые потом появлялись на бумаге. Впрочем, некоторые так и остались только в устном варианте.
Он хотел, чтобы мальчишки и девчонки мечтали о небе, поэтому многие книги написаны им для детей. Например, «Как люди научились летать». А его «Техника и тактика парящих полетов; была Библией парителей, планеристов и дельтапланеристов, не один десяток лет.
Он был настоящим романтиком. Удивительно - ему, пятидесятилетнему планеристу, летавшему под облаками, не составляло труда взглянуть на полёт глазами молодых ребят, осваивавших совершенно новые и экзотичные по тем временам «тряпочные» крылья. Сейчас они уверены, что Гончаренко уже тогда видел перспективы дельтапланеризма гораздо дальше, чем они сами. Он как бы подталкивал их, заставляя двигаться вперёд в своих, таких ещё неуклюжих с нынешней точки зрения полётах, И именно его статья в «Комсомолке» стала толчком к обретению дельтапланеризмом официального статуса.
Дельтапланеристы первого, «грачёвского» поколения считают, что Виктор Владимирович, помимо всего прочего, их просто любил. И они отвечали ему взаимностью. А своими «Былями крылатой горы» он связал их с настоящей легендой, с зарёй авиации и первыми планерными слётами, с Арцеуловым, Анохиным, Раценской, с Антоновым и Королёвым.
Без этого, думаю, дельтапланеризм наш был бы немного другим. И мир тоже был бы другим, немного хуже, немного более тусклым, без этой яркой, щедрой жизни. Жизни, писанной «густым рембрандтовским маслом, не чахлой акварелью» - сказано о другом и по другому поводу, но к Виктору Владимировичу Гончаренко подходит, ИМХО, как нельзя лучше

@темы: txt, Мы ищем ветер, С приветом из реала, Летатели, Об авиации - с любовью, Страницы истории